В течение двух ближайших лет на территории НАО должен быть создан новый стратегически важный участок системы сбора и транспорта нефти ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Реализация этого масштабного проекта обеспечит
возможность подачи товарной нефти с Инзырея и Харьяги на Варандейский
терминал и решит сразу несколько серьезных проблем. Разворот на север в
скором будущем позволит ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» задействовать морской маршрут
экспортных поставок, весомо сэкономив на логистике. И, что не менее
важно, снимется изрядная часть нагрузки с межпромыслового нефтепровода
Харьяга – Уса и магистральных нефтепроводов Уса – Ухта и Ухта –
Ярославль, которые сейчас эксплуатируются на пределе их пропускной
способности. Словом, это тот самый случай, когда одним выстрелом убивают
двух зайцев.
Наверно, где-нибудь поюжнее, учитывая актуальность
задачи, подобный нефтепровод и удалось бы соорудить вдвое быстрее. Увы,
график производства работ в заполярной тундре имеет ярко выраженный
сезонный характер: от зимника до зимника. В промежутке между ними
остается заниматься лишь тем, что не требует участия тяжелой техники. А
без нее – без кранов, трубоукладчиков, сваебойных агрегатов –
нефтепровод при всем желании не построишь, хоть ты в лепешку разбейся.
Этот период вынужденного простоя большей части коллектива строителей
(генеральным подрядчиком является ОАО «ГлобалСтрой-Инжиниринг»)
растягивается на семь, а то и все восемь месяцев.
Тем не менее сделано уже немало. На отрезке от
Харьяги до Инзырея забито 8 156 стальных свай под трубу диаметром 325
мм. Точнее, под две трубы, поскольку на этих опорах параллельно
монтируется еще и нитка газопровода того же диаметра, по которому будет
осуществляться транспортировка попутного газа с Инзырейского
месторождения на Харьягу.
Протяженность этого участка нефтепровода составляет
около 47 км. Как сообщил корреспонденту «СВ» заместитель директора ТПП
«ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» по капитальному строительству Р. Багдасаров, к
настоящему времени выполнено 65 процентов от запланированного объема
работ.
Что касается газопровода, он окажется длиннее на 4
км, так как точка врезки находится дальше. Степень его готовности
оценивается на уровне 80 процентов.
По словам Р. Багдасарова, успешно выполнены два
достаточно сложных в техническом плане этапа строительной программы,
связанные с преодолением водных преград. Так, при пересечении реки Колвы
трубопроводы на протяжении 720 метров проложены под руслом
бестраншейным методом с использованием наклонно-направленного бурения. А
на речке Харьяхе построен более привычный надводный балочный переход
длиной 119 метров.
В ходе строительства были учтены пожелания
оленеводов, прозвучавшие на общественных слушаниях по проекту
строительства этого нефтепровода (они состоялись 30 мая 2008 года в
Нарьян-Маре). В Ненецком автономном округе всегда приходится помнить о
том, чтобы инженерные сооружения не создавали серьезные помехи стадам
оленей. Поэтому на стадии проектирования проводятся консультации с
пастухами и те называют конкретные места переходов. Так было сделано и в
этот раз...
Между Инзыреем и центральным пунктом сбора нефти
«Южное Хыльчую» – более 100 км. На этом отрезке все работы еще впереди. С
учетом нефти, добываемой на Инзырейском месторождении, диаметр трубы
увеличится до 377 мм. Нужно будет забить порядка 15 тысяч свай. В ОАО
«ГлобалСтрой-Инжиниринг» планируют направить на строительство в
предстоящем зимнем сезоне свыше тысячи рабочих.
Ввод в строй этого нефтепровода с пропускной
способностью 4 млн. тонн в год, помимо всего прочего, сократит и срок
окупаемости затрат на строительство Варандейского терминала благодаря
существенному повышению его загрузки. Пока он работает не на полную
мощность, хотя доставка одной тонны нефти через Варандей в Роттердам
обходится гораздо дешевле, чем при транспортировке по Балтийской
трубопроводной системе с отгрузкой в Приморске. "Северные ведомости"
|